Химический состав белого золота 585 пробы
Золото, в нашем понимании, всегда ассоциируется с цветом солнца. Именно за такой окрас его считали равным дневному светилу. Уникальный блеск и инертность ко многим химическим реагентам также сослужили свою службу. Тем невероятнее кажется упоминание о белом, розовом, зелёном, пурпурном и даже чёрном золоте. Люди, далёкие от ювелирного дела, считают, что всё перечисленное – альтернативные благородные металлы. Например, белое – это платина, а чёрное – осмий. На самом деле, это не более, чем заблуждения. В состав белого золота 585 пробы входит столько же каратов аурума, сколько и в жёлтое такой же пробы.
Содержание
Историческая справка
Мнение о том, что белое золото – это иной металл, возникло не на пустом месте. Вначале, когда платина была не настолько известна и популярна, её действительно называли белым золотом. И даже заменяли ею настоящее в драгоценностях и монетах.
В Старый Свет платина попала из Америки. Древние цивилизации инков и майя обрабатывали благородный металл с незапамятных времён. Его тугоплавкость, инертность и высокая плотность ценилась на уровне золота. Однако данные свойства были отмечены не сразу. Металл даже пренебрежительно назвали «серебришком» (по исп. plata – серебро) из-за цветового сходства с аргентумом.
Первые поставки платины попросту топились в реках и океане. Испанский монарх издал указ о недопустимости ввоза её на территорию своей страны. Лишь спустя 40 лет новое химическое вещество было реабилитировано. Потомки короля стали с его помощью подделывать золотые монеты. Платина имела больший удельный вес, чем серебро, и потому факт фальсификации раскрылся не сразу. Выдал жадных правителей цвет нового соединения.
Уже при наличии 8–10% платиновой лигатуры монеты становились белыми и напоминали серебряные.
Второй случай в истории, когда платину ошибочно назвали белым золотом, случился при разработке уральских приисков. Новый «сибирский металл», обнаруженный в жилах и примесях золотоносной руды, отличался от ранее известных химических элементов. Высоко оценив свойства, в России начали его добычу в промышленных масштабах. Уже через пару лет был изобретён способ сделать платину ковкой.
Популярность белого золота
Самый первый состав белого золота включал в себя платину в качестве лигатуры. Такое соединение было тугоплавким, плохо поддавалось ковке, и не сразу было замечено ювелирами. Да и после изобретения новых методов обработки изделия из него выходили массивными и грубоватыми. Отсутствие филигранности и большой удельный вес также были причиной невостребованности украшений из этого металла среди покупателей.
Ситуация начала меняться с появлением элегантных гарнитуров, инкрустированных камнями. Многие обыватели заметили, что именно белое золото выгодно оттеняет минералы холодного свечения. Сапфиры, рубины, бриллианты приобретали дополнительный аристократический шарм в обрамлении нового ювелирного сплава. Даже камни средней твёрдости стали по-иному восприниматься в кольцах и колье из белого металла. Прозрачные как слеза минералы проявили в украшениях свой неповторимый и уникальный шарм. Подобная особенность вызвала немало восхищения и привлекла множество покупателей. Рост продаж стимулировала и возросшая цена на платину.
Пик спроса пришёлся на 20–30-е года ХХ-го столетия. Дамы вовсю щеголяли новыми драгоценностями. Показаться на светском рауте в золоте солнечного окраса считалось моветоном. Холодная чопорность, строгость и универсальность белого цвета покоряла материки и страны.
Лигатуры для белого золота
С возрастанием стоимости нового соединения сужался круг людей, которые могли себе позволить купить подобные драгоценности. Этот факт отнюдь не радовал ювелиров. Вдобавок добыча платины в России, самого крупного экспортёра этого металла на то время, снизилась из-за политических перипетий. Назревал своеобразный коллапс. Потребители желали видеть в своих приватных коллекциях элегантные изделия, а мастерские не могли удовлетворить их спрос.
Самым простым способом удовлетворить потребность своих покупателей в оригинальных драгоценностях оказалось произвести замену лигатуры. Вместо платины, ювелиры стали подбирать иной металл, осветляющий аурум. Попытки разбавить сплав серебром не увенчались успехом. Чтобы соединение приобрело белый цвет, процентное соотношение аргентума должно было превышать половину. Иначе изделия имели жёлто-зелёный или оливковый окрас. Ценность такого сплава была мала, поскольку при постоянном ношении кольца и серьги быстро теряли свою привлекательность из-за возникновения чёрной патины.
Следующим металлом, которому было суждено заменить платину, стал никель. Сплавы Au-Ni, Au-Ag-Ni, Au-Cu-Ni оказались прочными и твёрдыми. Они годились для изготовления не только декоративных аксессуаров, но и могли служить чисто практическим целям. Из новых соединений стали изготавливать броши, запонки, элегантные булавки, филигранные кольца. Многие модницы того времени унизывали свои пальцы изысканными перстнями из белого золота. Но к сожалению, при всех положительных свойствах лигатуры из никеля, обнаружилось его негативное воздействие на человека.
Примерно 10–12% населения планеты страдает аллергией на соединения, в химический состав которых входит этот металл. Поэтому с 2000 года в Европе официально никель запретили использовать при изготовлении ювелирных украшений и бижутерии.
Цинк и марганец относятся к вторичным отбеливателям, поэтому их используют в незначительных долях к основным сплавам Au-Cu или Au-Ag. Учитывая токсичность данных металлов, драгоценности из них не рекомендуется носить постоянно.
Использование платиновых металлов
Перепробовав дешёвые аналоги в качестве лигатуры для белого золота, химики обратили внимание на иных представителей платиновой группы. Идеальной заменой стал палладий. Его инертность, пластичность и высокие отбеливающие свойства были положительно отмечены ювелирами. Так, для придания уникального белого окраса сплаву, достаточно к чистому золоту добавить всего 1% палладия. Помимо сплава двух металлов Au-Pd, встречаются украшения, изготовленные из соединений Au-Ag-Pd и Au-Pt-Pd.
Рутений и родий также не остались в стороне. Хотя их не используют как лигатуру, участие в создании белого золота они принимают. Драгоценности приобретают красивый серебристый цвет с помощью напыления. На готовое изделие наносится тонкий слой платинового металла гальваническим методом. В процессе использования украшение истирается и через некоторое время сквозь покрытие начинает проглядывать основной металл. В таком случае рекомендуется обновить поверхностный слой в ювелирной мастерской.
Яркий блеск родированного украшения сразу привлекает внимание покупателей. Иногда этим пользуются недобросовестные ювелиры, покрывая гальваникой золото низкой пробы или серебряные вещи. Чтобы избежать подобных оказий, при покупке необходимо обращать внимание на сопровождающие документы и бирку:
- У золотых изделий пломба выполнена в виде лопатки, а у серебряных – в форме бочонка;
- Серебряные украшения имеют пробу не ниже 925, золотые маркируются 585, 750 или 800 пробой.
Даже если сами драгоценности были изготовлены за границей, проходя сертификацию в России, они в обязательном порядке пломбируются.
Официально признанные химические составы белого золота
Межгосударственный стандарт, описанный в ГОСТ 6835–2002, чётко определяет пропорции официально принятых соединений золота с иными металлами. Их всего 37. Ниже в таблице даны только белого золота составы:
Проба | Золото, % | Платина, % | Палладий, % | Никель, % | Примеси, не более % |
---|---|---|---|---|---|
950 | 94,5–95,5 | - | - | Ост | 0,11 |
930 | 92,6–93,4 | 6,6–7,4 | - | - | 0,11 |
900 | 89,6–90,4 | 9,6–10,4 | - | - | 0,11 |
840 | 83,5–84,5 | - | 15,5–16,5 | - | 0,13 |
800 | 79,5–80,5 | - | 19,5–20,5 | - | 0,13 |
600 | 59,5–60,5 | - | 39,5–40,5 | - | 0,13 |
600 | 59,4–60,6 | 9,5–10,5 | 29,5–30,5 | - | 0,18 |
Данной классификации придерживаются 10 стран постсоветского пространства:
- Армения
- Беларусь
- Казахстан
- Кыргызстан
- Молдова
- Россия
- Таджикистан
- Туркменистан
- Узбекистан
- Украина
Химические составы белого золота, не включённые в стандарт
Часть драгоценностей наши сограждане приобретают за границей. В других странах придерживаются иных пропорций при создании ювелирных изделий. От этого благородный металл не теряет своих свойств. Но у владельцев могут возникнуть затруднения при продаже таких украшений или оформлении на них ссуды в ломбарде. Ниже даны самые встречающиеся химические составы белого золота.
Проба | Золото, % | Серебро, % | Палладий, % | Медь, % | Никель, % | Цинк, % |
---|---|---|---|---|---|---|
583 | 58,3 | 23,7 | 18,0 | - | - | - |
583 | 58,3 | - | - | 23,5 | 12,2 | 6,0 |
750 | 75 | 5 | - | - | 20 | - |
585 | 58,5 | 25,5 | - | - | 16,5 | - |
750 | 75 | 5 | 20 | - | - | - |
Определение пробы металла
Владелец золотых изделий из жёлтого металла привык доверять своему зрению и часто определяет пробу «на глаз». Украшения из белого золота не позволяют это сделать при внешнем осмотре. В ювелирных мастерских и ломбардах для таких случаев используют специальный реагент – «хлорное золото». Небольшая капля на свежий распил подскажет опытному оценщику химический состав сплава.
Начальный цвет изделия | Цвет пятна от хлорного золота | Пробируемый металл |
---|---|---|
Белый | Тёмно-зелёный | Серебро высокой пробы |
Белый | Жёлтый, выделяется газ, постепенно чернеет | Алюминий |
Белый | Чёрный | Олово |
Серовато-белый | Нет изменений | Платина |
Серый | Грязно-жёлтый | Свинец |
Белый | Бежевый, золотистый или оранжевый | Белое золото 583, 585, 750 пробы |
Белый | Коричневый | Золото ниже 500 пробы |
Белый | Тёмно-коричневый или чёрный | Подделка |